Водная техника
02 декабря, 2021
Лодочные моторы HONDA: им можно доверить всё
Honda – без какого-либо преувеличения один из ведущих мировых производителей лодочных моторов. С богатой историей, обширным ассортиментом и множеством уникальных технологических решений, которые выводят моторы Honda на высший уровень технического совершенства, надёжности и безопасности.
02 декабря, 2021

КОГДА ОПРАВДАНА «ПЕРЕПЛАТА ЗА БРЕНД»?

В последнее десятилетие в лексиконе потребителей товаров в самых разных сферах крепко утвердилось понятие «переплаты за бренд», причем с сугубо негативным оттенком. Появляющиеся на рынке новые игроки активно продвигают идею, что «плата за имя» достигает едва ли не половины стоимости товара, тогда как производители-неофиты с успехом делают все то же самое, что и бренды со столетней и более историей. Практика такой экономии имеет право на жизнь, и даже когда экономия выходит боком (что бывает очень часто), многие не делают из ситуации глубоких выводов, поскольку ущерб невелик. Ну, вышел раньше времени из строя телефон, кофемолка или триммер для кошения травы – не беда…
Но есть ситуации, где расчёт «на авось» недопустим, потому что может привести и к трагическим последствиям. В отдельных сегментах рынка традиционные бренды прочно удерживают лидерство именно потому, что использование их продукции сопряжено с обеспечением безопасности человеческой жизни. Производство подвесных лодочных моторов – как раз тот самый случай. Да, возможно, для хождения по «лужам», где противоположного берега можно достичь и вплавь, беспородный мотор приемлем – если во главу угла ставить именно экономию. Если мотор непредсказуемо заглохнет или заклинит в редукторе, это грозит максимум испорченным настроением и мозолями от весел. Но когда вы окажетесь на широкой судоходной реке на курсе идущего судна, не говоря уже о выходе в море – вы в полной мере оцените значимость бескомпромиссной надежности мотора. В нём нужно быть уверенным так же, как в себе самом! Хотя даже на небольших озерах и в тихую погоду можно получить оверкиль по вине потерявшего тягу и обороты двигателя, развернувшись лагом к волне от быстро прошедшего мимо катера.
Розничные продавцы подвесных моторов крупных мировых брендов, за исключением монобрендовых дилерских салонов, не только не избегают торговли малоизвестными моторами, но делают это вполне осознанно. Те, кто покупает их, – это с высокой долей вероятности будущие клиенты в сегменте качественных двигателей брендов из первой десятки. Промучившись с постоянно отказывающим двигателем, начинающие «водномоторники» на собственном опыте осознают, что сакраментальная поговорка «я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи» по-прежнему актуальна и неоспорима!

ТОЛЬКО ЧЕТЫРЕ ТАКТА!

Истории большинства японских производителей подвесных моторов начинаются с середины ХХ века. Honda стала пионером 4-тактного моторостроения в 1964 году, выпустив свой первый подвесной мотор GB30. Эта модель на десятилетия заложила успех компании в сегменте подвесных двигателей, поскольку все её предшественники иных марок были двухтактными. С тех пор Honda занимается только четырехтактными двигателями, доведя их конструкцию до совершенства и постоянно добавляя в свой актив новые фирменные технологии.
К выпуску своего первого подвесного лодочного мотора Honda подошла с изрядным опытом в проектировании двигателей малой кубатуры (100-200 кубических сантиметров), применяемых в технике для сельского хозяйства и орошения. Несмотря на то, что Honda знала толк и в двухтактных моторах, с которыми успешно выступала в мотоциклетных соревнованиях, решение подать заявку в новой для себя сфере именно с двигателями на чистом бензине, без смешивания топлива с маслом, было осознанным и неслучайным. В компании не забывают знаменитое высказывание основателя Соитиро Хонда: «Рис растет в воде, а рыба там живет - я не хочу загрязнять то, что ем!» Поэтому двигатель GB30 изначально позиционировался не как средство развлечения, а как инструмент профессиональных рыбаков, живущих с лова. А сбережение окружающей среды, и в первую очередь водной, неотъемлемо от рыбацкой профессии.

Одноцилиндровый двигатель имел 170 кубических сантиметров объема, воздушное охлаждение, и развивал четыре лошадиные силы при весе 28,5 кг. Конструктив нового агрегата был, мягко говоря, не вполне типичным на фоне аналогов – рычаг акселератора, «карусельная» кольцевая рукоятка из нержавеющей трубки вокруг корпуса, которая позволяла легко крутить мотор вокруг своей оси на 360 градусов, и таким образом обеспечивать задний ход без реверса в редукторе. Внутри всё было еще необычнее! Трансмиссию Honda GB30 никак нельзя назвать заурядной – крутящий момент с горизонтально расположенного коленчатого вала передавался через ременную передачу на еще один горизонтально расположенный вал (промежуточный), а уже с него, через цепь – на дейдвудный вал, вращающий гребной винт. На ременной передаче, кстати, был построен и механизм нейтрали на холостом ходу, когда верхний шкив вращался на валу свободно.

В 60-е годы устройство Honda GB30 обошло все водно-моторные журналы мира, многие из которых писали примерно в таком ключе – если бы не авторитет компании-производителя, хорошо известной и давно зарекомендовавшей себя в мотоциклетной и сельскохозяйственной сфере, можно было бы усомниться в компетенции проектировщиков, настолько необычным оказался мотор! Тем не менее, двигатель быстро получил повсеместное признание, как надежный и тихий, а дальновидность Соитиро Хонда, сделавшего ставку на четырехтактную схему, сыграла свою роль очень быстро – в 60-х годах североамериканский рынок принял курс на рост экологичности водно-моторного сегмента, и четырехтактники Honda пошли там на ура, особенно когда в заливе Бискейн во Флориде была создана первая в мире охраняемая морская территория, где маслянистый выхлоп двухтактников не приветствовался. Чуть позже эта мода пришла и в Европу…

ТЕХНОЛОГИИ HONDA

Double Sealed
Это комплексная методика защиты всех моторов Honda от коррозии. Double Sealed включает в себя запатентованный процесс многослойной окраски (изначально коррозионностойкий алюминиевый сплав покрывается эпоксидной грунтовкой, которая затем красится акриловым металликом и слоем прозрачного лака), двойные уплотнения во всех сопрягаемых поверхностей, герметичные электрические разъемы и крупные магниевые аноды.

Auto Start Enrichment
Автоматическая воздушная заслонка, заменяющая собой традиционный ручной «подсос». На карбюраторных моторах Honda (а это все двигатели с мощностью до 40 лошадиных сил) она автоматически регулирует топливно-воздушную смесь для быстрого и легкого запуска и прогрева.

Power Thrust
Большинство наиболее популярных моделей моторов Honda доступны как в обычной модификации, так и в версии Power Thrust. Индексы обычных моторов начинаются с BF, а с Power Thrust – BFP. Это тяговые моторы, оптимизированные для установки так называемых «грузовых» винтов. В модификациях Power Thrust несколько меньше максимальная скорость, но выше тяга на пониженных оборотах с увеличенным винтом, что важно при плавании с большой загрузкой, коммерческой эксплуатации, а также на таких судах, как понтоны и плавдачи. Передаточное число в редукторах Power Thrust не 2,07:1, как на обычных версиях, а 2,33:1. Причем редуктор двигателей BFP не только «помедленнее», но и мощнее конструктивно. Обычно его габариты берутся от мотора, следующего по мощности в модельном ряду. Например, в BFP60 применяются редукторы, которые используются на моторах на 75 и 90 л.с.

Honda PGM-FI
Классическая технология распределенного инжекторного впрыска, которую Honda использует на своих автомобилях. Все преимущества инжекторного мотора теперь и на лодке: предсказуемый и быстрый запуск, идеально стабильные холостые обороты, максимальная отзывчивость на газ, поддержание оптимального соотношения воздуха и топлива на любых режимах, всегда чистые свечи. Блок управления непрерывно анализирует сигналы с множества разных датчиков (до 18 у моторов от BF115 и старше), обеспечивая максимум динамики и экономичности, насколько это в принципе возможно на современном уровне развития двигателестроения.

Honda VTEC
Когда-то время и высота поднятия клапанов впуска и выпуска в двигателе внутреннего сгорания имели исключительно неизменные значения, обеспечиваемые профилями кулачков цельнометаллического распредвала. Подобное решение оптимально лишь для узкого диапазона оборотов, и поэтому сегодня у любого автопроизводителя имеется своя фирменная система управления фазами газораспределительного механизма, эффективно управляющего подъемом клапанов не жёстко, а в зависимости от оборотов и нагрузки.
Семейство подобных систем на автомобилях Honda называется VTEC, и неудивительно, что ее же получили и мощные производительные подвесные моторы марки. Два разных по форме профиля кулачка для управления впускными клапанами работают на разных оборотах, обеспечивая широкий и пологий график крутящего момента, максимальную отзывчивость мотора на дроссель и топливную экономичность.

Dual Stage Induction
Еще одна автомобильная технология, успешно работающая на водных трассах. Это свойственная мощным моторам (135-250 сил) система изменения геометрии впускного коллектора. Подобные решения применяются в автопроме, и значительно реже – в водно-моторной технике. На различных оборотах скорость засасываемого воздуха во впускном тракте меняется, образуя в определенных условиях нежелательные турбулентности и резонансы. Специальные клапаны, управляющие заслонками на пути воздуха, меняют в двигателях Honda длину и форму пути воздуха в зависимости от оборотов, обеспечивая максимальную наполняемость цилиндров и максимально ровный график мощности в любых режимах.

Boosted Low Speed Torque
Аудитории потребителей четырехтактных и двухтактных лодочных моторов, наверное, одинаково велики, хотя доля последних на рынке уверенно снижается год от года. Тем не менее при схожих характеристиках двухтактники всегда имели несколько лучшую стартовую динамику, и, хотя проигрыш ощущало реально крайне небольшое число владельцев четырехтактных моторов, на инжекторных моделях своих двигателей Honda применяет особую технологию увеличения стартовой динамики под названием BLAST (Boosted Low Speed Torque), двигатели с которой выбирают любители спортивного плавания.

Образно говоря, эту опцию можно назвать «штатным локальным чип-тюнингом». Не секрет, что изменение алгоритмов впрыска и зажигания способны увеличивать мощность двигателя и смещать пик крутящего момента в зоны тех или иных оборотов. В случае BLAST двигатель переходит «в режим чип-тюнинга» автоматически и кратковременно – когда водитель судна резко выкручивает дроссель на старте или при движении на малой скорости. Алгоритмы впрыска и зажигания BLAST позволяют максимально быстро выйти на глиссирующий режим, и отключаются, чтобы не перегружать мотор. Безопасный кратковременный форсаж, иными словами. Впервые эта функция появилась на BF90 в 2006 году, а теперь она идет в стандарте для моделей от 40 до 250 сил.

3-Way Cooling System
Двойной термостат в системе охлаждения поддерживает оптимальный температурный режим, что очень важно для мощных двигателей при их плотной компоновке. Температура блока цилиндров поддерживается повышенной, при том что охлаждение головки – усиленное. Отдельно охлаждается выпускной коллектор. Термостатирование 3-Way Cooling System применяется на двигателях Honda BF75, 90, 100, 115, 135 и 150.

Intelligent Shift & Throttle
Система Honda iST - Intelligent Shift & Throttle – это фирменное название управления двигателями «по проводам» - «drive-by-wire». Ручное румпельное управление подвесными моторами, предполагающее неизбежную посадку судоводителя на кормовой банке в вполоборота к траверсу движения, чаще всего применяется на моторах с мощностями до 20-30 сил и небольших лодках. С более мощными двигателями и, соответственно, более крупными катерами и яхтами, уже, как правило, используется дистанционное управление двигателями – контроль акселератора, переключения передач и руления с полноценного «капитанского мостика» с удобной посадкой. Традиционная система «дистанции» действует на основе подвижных тросовых приводов («боуденов»), которым свойственны определенные функциональные ограничения. Поэтому двигатели топового сегмента обычно обладают возможностью принимать управляющие команды по проводам – все исполнительные механизмы находятся в них самих (от дроссельной заслонки с электроприводом до механизмов поворота и подъема), и нет нужды передавать командные движения от руля и консоли газа-реверса через тросики.

Моторы Honda, начиная с объема в 2,4 литра и выше (BF115/ BF140/ BF150 Honda BF200/ BF225/ BF250) поддерживают технологию iST, что позволяет отправлять команды силовым агрегатам по цифровой двухпроводной шине H-CAN - это обеспечивает высочайшую надежность благодаря радикальному уменьшению количества электрических контактов и избавлению от длинных тросов, в которых не исключен риск закисания и обрыва. А также значительно облегчает монтаж системы управления при постройке судна, разумеется.

Особые преимущества от iST получают владельцы крупных катеров и яхт, оснащенных несколькими двигателями - Honda iST поддерживает синхронное управление «drive-by-wire» многодвигательными установками – до четырех подвесных моторов на одном транце!

ЛИНЕЙКА ПОДВЕСНЫХ МОТОРОВ HONDA

Как уже говорилось, в ассортименте Honda никогда не было двухтактных подвесных моторов – только четырехтактные. Этому правилу компания следует и по сей день. Ассортимент включает в себя 20 моделей с мощностью от 2,3 до 250 лошадиных сил - от 57-кубикового одноцилиндрового до могучих 3,6-литровых V6, что охватывает практически все типы судов, для которых применимы подвесные моторы, включая многомоторные комбинации (до четырех двигателей под единую систему управления). Двигатели до 40 лошадиных сил – карбюраторные, от 40 и выше – инжекторные.

Первичное ориентирование в линейке при этом достаточно простое – наименования всех моторов начинаются с индекса «BF» и включают в себя цифру, соответствующую мощности в лошадиных силах. Буква «P» означает Power Thrust – тяговый редуктор с увеличенным передаточным числом и возможность работать с грузовыми винтами. R – дистанционное управление, H – румпельное управление, Т – наличие системы регулировки наклона мотора. Слово «Jet» в названии означает водометную головку вместо внешнего винта. Линейка водометных двигателей представлена агрегатами с мощностью 40, 65 и 115 лошадиных сил.

Honda BF2.3
Самый маломощный и при этом крайне популярный мотор. Предназначен для спокойного плаванья в водоизмещающем режиме, рыбалки – в том числе и в стоячих заводях и троллингом, за счет тихого, эффективного и ровного хода на малых оборотах, когда схожие двухтактники буквально бьются в судорогах от вибрации. Превосходно работает в заросших водоемах благодаря воздушному охлаждению, не боящемуся засорения водяного тракта тиной и ряской.

13,5 килограммов веса позволяют носить двигатель в одной руке даже подростку, тем более что рукоятка переноса расположена в точке идеального баланса. Реверс обеспечивается простым поворотом мотора на 360 градусов, а нейтраль реализована на основе центробежного сцепления - как на любом триммере для кошения травы. Управление осуществляется полноценным румпелем с рукояткой газа через тросовый привод и винтом фиксации оборотов. Объем топливного бака рассчитан на час хода на полном дросселе. Доступен с ногой S и L-типа.

Honda BF5
Мотор-«пятерка» - также одна из самых популярных моделей, да еще и самая тихая в классе. Для капитана-одиночки 27-килограммовый BF5 уже обеспечивает глиссирующий ход, а прилично нагруженную лодку уверенно и без усилий таскает в водоизмещающем режиме. Охлаждение тут уже водяное – воздушное применено только в BF2.3. Несмотря на умеренную мощность, 127-кубовый одноцилиндровый BF5 не замечен ни в каких компромиссах. Переключатель передач на боку мотора обеспечивает прямой ход, задний ход и нейтраль; для легкого запуска в двигателе реализован декомпрессор; встроенный топливный бак на 40 минут работы допускает легкое подключение выносных баков стандартным коннектором-«вилкой». Датчик масла контролирует уровень, сигнализирует об аварийном снижении и автоматически уменьшает обороты, предотвращая повреждение двигателя. Румпель с жесткими тягами к дросселю оснащен винтом фиксации оборотов. Штатный генератор выдает 12 В и ток 3 А, но при необходимости мотор можно доукомплектовать более мощным генераторным модулем на 6 А. Доступен с ногой S и L-типа.

Honda BF8/BF9.9
BF8 и BF9.9 – это модификации одного и того же двухцилиндрового двигателя объемом 222 «кубика» и весом 42 кг, мощность которых рассчитана на безлицензионный предел. Для нашей страны – это 10 лошадиных сил, свыше которых от судоводителя уже требуются водномоторные права и регистрация двигателя. Поэтому неудивительно, что «девять и девять» - самые востребованные модели на рынке у любого производителя! Для Honda BF8 и BF9.9 уже доступны версии с электростартером, причем если на двигателях с ручным стартером стоит генератор на 6 А, то на электростартерных – на 12 А. Несмотря на карбюраторное питание, в двигателе достаточно умных функций, в том числе и электронных. Электроника задерживает зажигание при запуске для облегчения стартерного рывка троса и сигнализирует о снижении уровня масла в картере, а автоматический обогатитель смеси помогает стабильно заводить холодный двигатель. Рукоятка переключения передач для большего удобства выведена на сторону румпеля, а сам румпель удлинен. Фирменная маятниковая система резиновых опор, удерживающих мотор на шасси под капотом, максимально поглощает вибрацию и обеспечивает невероятно плавную работу. У BF8 и BF9.9 существуют тяговые версии Power Thrust, оптимальные для тяжелых лодок и даже коммерческой эксплуатации. Топливные баки уже только выносные. Моторы выпускаются с ногой S, L и X-типа.

Honda BF15/BF20
Кто вырос из «9 и 9», легко переходит на следующий класс. Honda BF15 и BF20 – это снова конструктивно один и тот же двухцилиндровый 47-килограммовый мотор в плане габаритов, массы и функциональности, но с разными мощностными характеристиками. 15-20 лошадиных сил – самые востребованные мощности для огромного парка металлических лодок, типа семейства «Казанка» и ее аналогов, повсеместно распространенных в нашей стране. Вывод на глиссирующий режим лодки с четырьмя людьми для этих силовых агрегатов – обычное дело!
Большой объем цилиндровой группы двигателя в 350 кубиков обеспечивает BF15 и BF20 выдающийся ресурс и надежность – к примеру, многие двухтактные «пятнашки» обходятся куда меньшим объемом в 250 «кубиков»! Набор опций, по сути, повторяет моторы 8 и 9,9 сил. Для облегчения запуска предназначен клапан-декомпрессор, румпель удлинен, переключатель передач выведен на сторону румпеля, автоматический подсос упрощает холодный пуск, маятниковая система резиновых опор практически полностью гасит вибрации. На версиях с электростартером установлен более мощный 12-амперный генератор; на версиях с ручным стартером – 6-амперный. Оба двигателя имеют модификации с тяговым грузовым редуктором Power Thrust, а также с ногой S, L и X-типа.

Honda BF25/BF30
Выходим из малого класса и попадаем в средний. Многие производители проводят шумоизоляцию колпаков своих мощных моторов, но на Honda BF25/BF30 её нет – двигатели настолько тихие, что не нуждаются в дополнительных мерах такого рода! Эти моторы еще карбюраторные, но всё уже по-взрослому: карбюратора три, по одному на цилиндр! Такая схема обеспечивает максимально эффективный отклик на дросселирование, особенно в тандеме с оптимизированной системой продувки подкапотного пространства, всегда снабжающей впуск холодным воздухом. Румпельная рукоятка расположена по центру и максимально насыщена органами управления – на ней и газ, и переключение передач, и индикация. Пуск у обоих моторов – электростартерный.

Газовый цилиндр помогает легко поднимать 70-килограммовый двигатель при прохождении мелей и стоянке буквально одним пальцем. В корпус редуктора встроена трубка Пито для реализации спидометра – вам не придется сверлить в лодке отверстия для ее установки. Двигатели доступны с ногой S и L-типа.

Honda BF40/ BF50
40 лошадиных сил у Honda – рубеж, за которым система питания меняется с карбюраторной на инжекторную. Двигатели BF40 и BF50 - это трехцилиндровые модели объемом 808 кубических сантиметров с полноценным распределенным впрыском топлива PGM-FI. На этих двигателях также применяется фирменная хондовская система BLAST (Boosted Low Speed Torque), которая обеспечивает максимально быстрый набор скорости на старте и малых скоростях, откликаясь на резкое выкручивание румпеля и кратковременно меняя алгоритм впрыска и зажигания для программного форсажа. При этом и малые обороты для этих моторов – не проблема. Двигатели стабильно работают в режиме троллинга на 800 оборотах в минуту. Как и всех моторов Honda, у BF40/ BF50 крайне низкий уровень шума и вибрации. Улучшает баланс и облегчает управление соосность оси поворота транцевого шарнира и коленвала двигателя.

Пуск – электростартерный. Встроенный генератор – на 22 А. Причем это честные 22 А, а не замеренные исключительно на холодном генераторе, как иногда делают недобросовестные производители. В системе охлаждения есть специальный порт для подключения шланга с водопроводной водой, чтобы промыть каналы охлаждения от мусора и соли, если двигатель работал в морской воде. Имеется встроенная трубка Пито для спидометра. BF40 и BF50 доступны с ногой L и X-типа.

Honda BF60/ BF75/ BF90/ BF100
Произведения двигателестроительного искусства – без всякой иронии! Литр рабочего объема на три цилиндра (BF60) и полтора литра на четыре цилиндра (BF75/ BF90/ BF100).

По четыре клапана на цилиндр; впрыск топлива PGM-FI; система улучшения динамики на малых скоростях BLAST; функция обеднения смеси на средних оборотах Lean Burn Control, позволяющая после выхода на глиссирование уменьшить расход топлива на 20% по сравнению с другими подвесными моторами аналогичного класса. Все электронные элементы моторов связаны по цифровой CAN-шине, которая совместима с протоколами NMEA 2000, чтобы данные о работе двигателя можно было выводить на приборные панели.
Несмотря на внушительные габариты и вес, любое судно с Honda BF60/ BF75/ BF90/ BF100 безупречно подходит для троллинговой рыбалки – для малых оборотов на румпеле предусмотрена специальная система, благодаря которой можно регулировать обороты в диапазоне от 750 до 1000 с шагом 50 об/мин. А возможность управления тяжелыми и маломаневренными судами облегчена с помощью Easy Dock Steering – увеличенного до 50 градусов угла поворота мотора. Доступны версии с тяговым грузовым редуктором Power Thrust, а также с размерностью ноги L и X.

Honda BF115/ BF140/ BF150
Это семейство силовых агрегатов с четырехцилиндровыми рядными моторами объемом 2,354 литра. Четыре клапана на цилиндр, два распредвала. Тут, разумеется, и впрыск топлива PGM-FI, и фирменная система управления фазами газораспределительного механизма VTEC, и BLAST, и функция обеднения смеси на средних оборотах Lean Burn Control, и впускной коллектор с изменяемой геометрией, и три отдельных контура системы охлаждения для поддержания оптимальной температуры в разных зонах. И 55-амперные генераторы, и режим троллинга с шагом 50 об/мин в диапазоне от 650 до 1000 об/мин. Ну, и собственно, на этих моделях впервые появляется поддержка Honda iST (Intelligent Shift & Throttle), позволяющей реализовать дистанционное управление двигателями по проводам, без механических приводов, а также объединять на один джойстик управления несколько двигателей для создания мощной силовой установки.

Honda BF200/ BF225/ BF250
Венчает линейку группа двигателей премиум-класса, построенных на базе 3,6-литровых шестицилиндровых V-образников с одним распредвалом и 24 клапанами. Под колпаками BF200, 225 и 250 скрываются агрегаты, устанавливаемые на такие машины, как Honda Odyssey, Pilot, Accord и некоторые другие. Впрыск PGM-FI, VTEC, BLAST, Lean Burn Control, впускной коллектор с изменяемой геометрией, трехконтурная система охлаждения, 90-амперные генераторы, герметичные стартеры. Экстремально мощный редуктор с передаточным числом 2,00:1 рассчитан на жесткую эксплуатацию, в том числе и на катерах морских патрулей силовых ведомств. Также эти моторы в максимальной степени поддерживают Honda iST (Intelligent Shift & Throttle), благодаря чему можно максимально гибко оснащать двигателями плавсредство любого типа, вне зависимости от удаленности кормы от нактоузов, а также для создания синхронно работающих батарей двигателей (до четырех штук на одном транце) для силовых установок высочайшей мощности.

logo-Potrebitel copy.jpg
По материалам www.master-forum.ru: Официального сайта журналов «Инструменты», «GardenTools» и «Всё для стройки и ремонта» серии «Потребитель» 

Другие новости